Сериал для радиолюбителей «Вильма»

«Вильма» — остросюжетный сериал/мелодрама о радиолюбительстве.
Количество серий — хоть бы две-три, больше не надо!
В главных ролях:
Магнитофон «Вильма М-212С» — камео.
huxfluxdeluxe — Радиолюбитель.
Кратко о сюжете:
Радиолюбитель влюбляется в «Вильму», наслушавшись с нее Интернет-радио, и покупает такую же за небольшую сумму, несмотря на то, что в процессе переговоров с продавцом у магнитофона исчезает акустическая система (цена, соответственно, падает). Но Радиолюбитель не унывает, говорит, что первое время можно подключать и «ВЭФы», лишь бы остальное работало. Однако их радиолюбовь не раз подвергнется испытаниям, и смогут ли герои, несмотря ни на что, сойтись характерами и принять друг друга?
Серия 1 (21.11.14).
Со странами бывшего СССР я знаком в основном по атласу оного; кроме того, Латвия у меня ассоциируется с группой «Brainstorm» и приемниками «ВЭФ», Белоруссия — с грузовиком «МАЗ» и телевизором «Горизонт», Литва — с актрисам Агнией Дитковските и Татьяной Лютаевой… Но Литва же, оказывается, дала нам еще одну красавицу — «Вильму М-212С».
Схему к ней можно найти здесь.
DSCN5455
Выглядит симпатично, разбирается просто — надо выкрутить один винт под декоративной планкой «М-212 С» и четыре винта снизу, чтобы снять верхнюю крышку. Еще четыре — под резиновыми ножками, но их пока лучше не трогать, чтобы не усложнять себе жизнь. Корпус скрипит и люфтует, клавиши нажимаются с заметным усилием — добро пожаловать в девяностые! А еще у «Вильмы» самый скользкий корпус из всех, что я видел. Из рук-то она не вылетает, но вот с верхней крышки, что ни положи, все съезжает, стоит только чуть-чуть наклонить магнитофон.
DSCN5456
Вот здесь, под под декоративной накладкой, и живет этот винт.
DSCN5457
Теперь можно снять верхнюю и заднюю крышки и рассмотреть внутренности. Слева в экранированном кожухе — мощный трансформатор. Пассики я уже снял — это, увы, не первая моя разборка этого магнитофона, ну да ладно, дальше буду писать, будто бы в первый раз.
DSCN5458 DSCN5459
1413114542_1408540397
К счастью, изменения, касающиеся транзистора и идущего к нему провода, нанесены на схему (с магнитофоном мне досталась инструкция и атлас со всеми схемами).
DSCN5460
Чтобы отсоединить переднюю панель, нужно снять все ручки-крутилки, пассик со шкива счетчика  и полностью или частично выкрутить винты под резиновыми ножками. В первом случае станет возможным еще и снять днище.
В оси регуляторов вставлены металлические пластинки — их, чтобы не потерять, надо тут же вытащить и надежно спрятать.
Передняя панель по бокам имеет защелки, крепящие ее к днищу. После того, как они освобождены, панель аккуратно, без перекосов, подтягивается вперед.
DSCN5461
Плата управления под кнопками. После ее откручивания и снятия блока индикаторов переднюю панель можно вообще отложить в сторону, а к платам и лентопротяжке открывается неплохой доступ.
DSCN5462 DSCN5463
Плата усилителя записи-воспроизведения (блок А7) сверху и снизу. Один пластиковый удлинитель оси резистора уже отломался, да и по остальным видно, что они уже «на подходе». Конструкция крайне неудачная. Пришлось срочно заливать суперклеем и посыпать содой.
DSCN5464
А это — плата усилителя мощности (А6). На переднюю панель выходит гнездо 6,3-мм под наушники.
DSCN7261
Совет от меня из будущего (ноябрь 2015): помечайте все разъемы длинным мазком маркера, так, чтобы след оставался и на штекере, и на гнезде. Это поможет потом подключить его «той стороной». А чтобы не перепутать разъемы между собой — делайте разное количество «засечек».
DSCN5465 DSCN5466
Места, где кто-то был, сфотографированные ближе.
DSCN5470 DSCN5471
Эти же места с точки зрения схемотехники.
Ввиду того, что при первом включении задымился резистор R81 на этой плате (ее зовут А2 — «блок питания и управления»), магнитофон был срочно выключен, а huxfluxdeluxe лег спать в надежде на то, что ему приснится решение этой задачи. Однако спать — не мешки ворочать, поэтому на следующее утро взамен сгоревшего резистора был впаян другой такого же номинала. При включении он так же сгорел — тенденция, однако… Тогда я восстановил статус-кво на плате и стал искать неисправности далее. А их накопился целый мешок:
— оба стрелочных индикатора зашкаливают (левый постоянно стоит в красной зоне, правый заходит туда и потом падает вниз);
— быстро крутятся оба мотора (приводной и подмоточный), сами по себе включаются электромагниты воспроизведения, даже если подключать к плате А2 только один ЛПМ. На нажатия кнопок управления не реагирует.
— напряжения плюс и минус 25 вольт с блока питания завышены — до 27 — 29 вольт в каждой полярности (я из будущего говорит, что в розетке постоянно 240 вольт).
Народная мудрость гласит: «В любой непонятной ситуации меняй электролиты». Часть их оказалась еще ничего (44 мкФ из 50), а часть усохла в корягу (8 мкФ из 50).
Список замены (12 штук, номиналы и максимальные напряжения в других «Вильмах» могут отличаться, мои данные лишь ориентировочные):
1х          25 V             2 uF
2x         10 V            10uF
2x         16 V            10 uF
1x          25 V           10 uF
2x         6,3 V          50 uF
3x         16 V           50 uF
1x          16 V          100 uF
Все как обычно — для унификации можно накупить сразу ящик десятимикрофарадовых на 25 вольт и ставить их во все цепи. Главное — чтобы рабочее напряжение было не ниже, чем существующее в схеме и приходящее на конденсатор, иначе вреда от такого ремонта будет больше, чем пользы.
Перед заменой «электролитов» надо снять блок питания с трансформатором. Для этого позади него есть винт, который надо открутить, а потом подвинуть шасси в сторону задней стенки магнитофона. После того, как БП снят, можно вынимать и саму плату А2.
DSCN5467 DSCN5468 DSCN5469
Блок питания огромен и тяжел. Дойдет очередь и до его конденсаторов.
После замены «электролитов» в блоке А2 картина такая: воспроизведение уже не включается, подмоточный мотор разок шевелится при включении и после отключения питания на очень короткое время включается — пока не выжрет все электричество из конденсаторов. На нажатия кнопок так же не реагирует, индикаторы зашкаливают.
_____________________________
Серия 2 (22.11.14).
Так как почти у всех проблем радиоаппаратуры ноги растут от некачественного питания, то я решил перебрать блок, за него отвечающий.
Список конденсаторов под замену:
1х          50 V           20 uF
2x         25 V          1000uF
2x         50 V          2000 uF
DSCN5489 DSCN5490
Очень люблю сопоставлять размеры старых и новых конденсаторов.
DSCN5491
На плате освободилось полным-полно места. Диодный мост из отдельных 1N4001 заменил на КЦ405В, валявшийся без дела. Предохранитель на два ампера, заботливо восстановленный проволочкой, я заменил на фабричный.
Однако после этих операций «Вильма» так же не заработала. Вторая по важности народная мудрость гласит: «В любой непонятной ситуации пропаяй все видимые соединения». Смысла она не лишена, так как кольцевые микротрещины вокруг ножек элементов (привет, «Океан РП-222») могут образовываться и без разрешения владельца электронного устройства. Пришлось вооружаться мультиметром и паяльником, чтобы проверить работоспособность стабилизаторов. Пятивольтовый (VT43) и девятивольтовый (VT49-VT47) работали исправно, а вот -14  (VT41-VT39) и +14 вольт (VT50-VT48) угрюмо молчали. После неких шаманских действий, заключающихся в замене резистора R81 с 330 кОм на 330 Ом (недосмотр вышел), проверке транзисторов, пропайке всех паянных предыдущим ремонтником мест, стабилизаторы стали выдавать -17 и +17 вольт соответственно (при подключенной одной только плате А2, то есть без нагрузки).
И «Вильма», несмотря на ощутимо греющийся R81, запустилась! Стрелки индикаторов чуть дернулись и остались у отметки -20 дБ, что позволило мне предположить, будто бы ей уже можно подавать сигнал на вход УНЧ. И я оказался прав!

Первый, второй и четвертый контакты гнезда DIN-5 (см. нумерацию, учитывая, что контакты 5-3 тоже входы, но для другого уровня сигнала) подхватили песню «News» группы «Dire Straits», а «ВЭФ 317», включенный в качестве колонки (контакты 2-5 на нем), приятно удивил звуком.
DSCN5494
Дальше я слушал «Sultans of Swing» уже на двух «ВЭФах». Восторг мой описать было сложно — во-первых, конечно, мы с «Вильмой» наконец-то нашли общий язык, а во-вторых, я себя почувствовал, наверное, как человек, впервые в жизни услышавший стерео после многих лет прослушивания моно. А ведь я действительно отвык от стереозвука — то «Спидола-232», то «Ишим», теперь вот «216-й».

С лентопротяжкой вопрос тоже решился — оказалось, надо было просто вставить кассету, из чего следует, что инструкции по эксплуатации на технику все же читать нужно.
Очень интересно реализована запись на ленту. Помню, когда-то еще на магнитофонах китайцы писали: «Запись по нажатию одной кнопки!». Это значит, что нужно было нажать только ‘Record’, клавиша воспроизведения нажималась с ней автоматически. Подозреваю, что раньше нужно было давить их одновременно. Так, вот, про «Вильму». Здесь, удерживая кнопку «Запись», нужно нажать «Воспроизведение», после чего магнитофон подводит головки и встает на паузу. А когда пользователь готов, он снимает протяжку с паузы, и начинается запись.
Далее серии станут веселее, хотя изначально я думал, что первые два-три десятка будут посвящены рутинному отлову «блуждаек»  и сравнениям напряжений с эталонными в каждой второй контрольной точке.
_____________________________
Серия 3 (23.11.14).
Резистор R81 должен быть не 330, а 470 Ом. В моей схеме опечатка — добрые люди подсказали. После его замены напряжение на стабилизаторе -14 вольт уменьшилось до -15, а вот +14 вольт все так же выглядят как все 17.
С утра съездил я на радиорынок за пассиками и штекерами DIN-5. Удивительно, что при тотальном переходе на «цифру» всего-всего такие вещи, как пассики, еще продаются, и мало того — похоже, что еще и выпускаются! Продавец быстро подобрал аналогичные, а я, еще немного поглазев на ламповую «Балтику» (спрашивать о цене даже не стал), поехал домой.
В схеме ЛПМ к «Вильме» указаны такие данные на пассики:
Ведущий — диаметр 71 мм, сечение 0,4х35 мм;
Подмоточный — диаметр 63 мм, сечение 0,45х35 мм;
Привод счетчика — диаметр 66 мм, сечение 0,8х0,8 мм.
Однако на деле продавцы обычно измеряют длину сложенного пополам пассика, поэтому самый лучший вариант, если сохранились оригинальные — взять их с собой при покупке и попросить подобрать.
DSCN5495 LPM Vilma-212
Будем устанавливать пассики. Откручиваем два винта, крепящих ЛПМ к шасси. Сам ЛПМ простой, но не примитивный.
DSCN5496
Откручиваем четыре винта крепления задника ЛПМ.
DSCN5497
Так как ставить придется и подмоточный, и ведущий пассики, надо открутить три винта крепления кронштейна с двигателями.
DSCN5498
Можно устанавливать подмоточный пассик. Затем — кронштейн (наблюдая, чтобы шкив двигателя проконтактировал с пассиком). И тогда уже — ведущий пассик.
У меня все заработало сразу, поэтому я перешел к замене «электролитов» в УНЧ, чтобы потом туда не возвращаться. Не помешает капнуть хорошей моторной «синтетики» в подшипник тонвала и на ось прижимного ролика.
DSCN5499 DSCN5500Снимается плата просто — надо, отжимая по очереди фиксаторы (всего шесть штук), немного поднимать ее вверх.
Конденсаторы под замену:
1х          160 V           1 uF (160 вольт — явный перебор; видать, установили, что было)
2x         16 V             10uF
2x         50 V            50 uF
2x         25 V          500 uF
DSCN5501
Плата усилителя записи-воспроизведения. Здесь больше всего конденсаторов — двадцать одна штука!
5x         16 V               10uF
7x         63 V               10uF
2x         6,3 V             50uF
1x         16 V              200uF
2x         25 V             200uF
2x         10 V             220uF
2x         16 V             500uF
DSCN5502 DSCN5503
Часть прячется под экранами. Чтобы снять этот, нужно распаять три точки.
DSCN5504
Под кожухом — плюс два конденсатора.
DSCN5505 DSCN5506
Под центральным экраном тоже есть что менять. Распаять надо только в том месте, куда указывает щуп мультиметра. Еще две точки крепления — чуть завернутые набок «ушки», проходящие через плату.
DSCN5507
Делаю шнур для ввода сигнала. Средний контакт — «земля», за ним — правый и левый каналы. На обратной стороне — обычный 3,5-мм штекер. В этом случае источник звука подключается ко входу с паспортной чувствительностью 200 мВ. Это значит, что телефон, например, надо выкручивать почти на максимум. Если же левый канал поцепить на первый, а правый — на четвертый штырьки (опять же — см. нумерацию), то будет задействован вход с чувствительностью 0,2 мВ. Телефон в этом случае может играть на самой малой громкости, а стоит поддать чуть больше, и усилитель перегружается (уменьшить входной сигнал в магнитофоне уже не получится — рукоятки уровня записи и так стоят до упора влево). В общем, лучше попробовать и так, и так, чтобы определиться, каким должен быть кабель. Главное — не самым дешевым и с экраном-оплеткой внутри (то есть — не как у меня, жмота).
DSCN5508
Одна ручка отсутствует — подсыхает от клея. Но магнитофон уже узнаваем.
Добрые люди советуют соединить выводы 2 и 3 микросхемы DD2.2 (К155ТМ2 на плате А2) с землей. Это избавит от случайного включения записи под влиянием импульсных помех в электросети. Обязательно сделаю, когда снова появится время и желание полностью разобрать магнтофон.
DSCN5509
Почему-то все время вспоминался анекдот про «Могучую кучку». Наверное, оттого, что надо расковырять три-четыре «ВЭФа», чтобы получить такую же.
DSCN5510
«Вильма» в масштабе «216-го».
_____________________________
Серия 4 (26.11.14).
DSCN5523 DSCN5524
Итак, дорабатываем схему включения триггера К155ТМ2. Полностью разбирать магнитофон не нужно — достаточно снять нижнюю крышку, повернуть его мордой на себя и найти на плате микросхему D2. Вторая и третья ножки ее уже спаяны вместе; кроме того, нужно процарапать лак на ближайшей «земляной» дорожке и капелькой припоя соединить эти места между собой.
Когда мне посоветовали эту доработку, я сразу вспомнил конспект по схемотехнике за второй курс. Правда, там мы подключали неиспользуемые входы микросхем ТТЛ к «нулю» для того, чтобы снизить их энергопотребление, однако есть и такая приписка: «Если входы ТТЛ висят в воздухе, то это эквивалентно подаче на них логической единицы. Поэтому состояние этой микросхемы определяется логикой ее работы при подаче на входы логической единицы». И если в оригинальной схеме на ножках 2-3 всегда присутствует единица, а импульсная помеха сделает нуль, то вполне возможно, что триггер взбесится и включит запись. О чем, собственно, и писал когда-то пользователь с форума «Радиокот»:

Еще раз хочу выразить благодарность разработчикам магнитофона Вильма212 за то что оставили входы D и C триггера 155ТМ2 в воздухе. Из-за них во время рывка электричества самопроизвольно включилась запись и стёрла часть кассеты. Самое смешное, у кассеты был выломан язычок защиты от записи.

DSCN5525 DSCN5526
Я довольно долго размышлял о том, как это так — лампочка подсветки сверху, а индикатор сети — посередине в кассетном отсеке. Его накладка крепится всего четырьмя винтами — так что иногда, чтобы понять, достаточно просто раскрутить.
DSCN5527 DSCN5528
Разумеется, световод!
DSCN5532 DSCN5534 DSCN5536
Подобная же конструкция используется и для подсветки индикаторов. Ночью смотрится очень красиво, хотя частично и просвечивает сквозь корпус, где это не нужно (ох уж эти перестроечные аппараты!). Так что «Вильму» можно гордо называть трехламповым усилителем.
pizdabol
Скромно умолчав о том, что лампы отвечают только за подсветку.
DSCN5529
Говорят, что шунтирование конденсаторов и диодного моста «пленкой» или «керамикой» малой емкости помогает от 50-ти и 100-герцовых наводок не только радиоприемникам. Поставлю и «Вильме» в блок питания дополнительные детали. А чтобы не откручивать трансформатор с выпрямителями от шасси, я придумал такой «ленивый» способ.
DSCN5530 DSCN5539
Диодные мосты зашунтированы «керамикой» по 10 нФ, большие «электролиты» — «пленкой» по 47 нФ. Будем откровенны — разницы я не почувствовал, но распаивать не собираюсь.
Самописанные кассеты звучат прекрасно, от исходного .mp3 можно отличить лишь по слабому 50-герцовому гудению усилителя и едва заметному шуму. Кажется, будто бы я перенесся на десять лет назад, когда единственным способом услышать музыку было радио, а «законсервировать» ее — кассета. Компьютер, CD-диски, mp3-плеер, «музыкальный» мобильный телефон — все это было позже.
Ну, и как усилитель для пятнадцативаттных колонок тоже звучит достойно — проверяли с другом Андреем.
_____________________________
Серия 5 (16.12.14). Краткое подведение итогов
DSCN5546
Еще в конце ноября решил я перебросить провода в кабеле на «чувствительный» вход. Дополнительно впаяны резисторы на 3,3 кОм, потому как музыка у меня в телефоне бывает разная — и тихая, и громкая, и если тихую усилить можно всегда, то громкую, перегрузившую усилитель, вернуть к нормальной амплитуде посредством органов управления магнитофоном уже не удастся.
10.12.14 я купил-таки «Вильме» (ну, и себе тоже) акустику «S-30». Немного подшаманил ее — покрасил грили, восстановил фазоинверторы (канализационная труба диаметром 40 и длиной 85 мм отлично встала на место рассыпающегося поролона), посадил динамики и заднюю крышку на герметик. Достаточно набрать в поисковике «Доработка S-30», чтобы найти кучу статей на эту тему — я внимание не акцентирую, так как ни полной покраски, ни проклейки изнутри войлоком, ни замены проводов на акустические в ближайшее время не планирую.
DSCN5624
Звучание приятное, мощности мне хватает с головой. Может быть, еще сделаю задержку подключения колонок — уж сильно хлопают при старте. В остальном никаких нареканий на магнитофон нет, и даже напряжения в зловредных стабилизаторах самостоятельно просели до 13,9 и -12,9 вольт.

Дополнения от 14.11.15 и далее

Радио Tapes’80 уже давно не работает. Это оно в 2013-м поразило меня музыкой итало-диско, синтивейвом, «новой волной» и просто музыкой восьмидесятых!

mafonTapes80
И это оно заставило меня искать по всем барахолкам страны такой же магнитофон. Ребята, которые создали это радио, если вы меня читаете — спасибо. За музыку и за «Вильму».

От хлопка в колонках удалось избавиться — схема с платой для ЛУТа и индикатором.

И стабилизаторы тоже победил: надоело, что там 13,9 и -13,3 вольта (да, значения здорово пляшут даже в пределах статьи), купил нормальные стабилитроны на 6,8 вольт (1N4736), впаял вместо VD37 и VD46 (КС168А). Стало 15 и -15 вольт. По идее, можно снять излишек дополнительным делителем (точки 1, 2, 3 и 4, 5, 6 соответственно), но я не стал. Работает нормально, радиатор не кипит, а так, глядишь, хоть чуть погромче станет.

А еще как-то раз решил я проверить, а нормальная ли скорость движения ленты в моем магнитофоне. Делается это при участии осциллографа — подойдет даже приставка к ПК, частоты низкие. Оказалось, что «Вильма» чуть-чуть «тянет» — неспроста мне слышалось, что Africa и Hold The Line группы Toto с кассет звучат не так, как я привык.

Скорость регулируется одним «подстроечником», и можно добиться отличных результатов с оригинальными деталями, но я решил заменить СП3-38 на импортные многоообротные — ими можно точнее настроить нужное напряжение. Хотя этот шаг, повторюсь, совсем необязателен. Просто я так полюбил эту железяку, что решил принести ей гостинцев.

DSCN7580 DSCN7582
R97 (1 кОм) в девятивольтовом стабилизаторе. Чем точнее установлены пять вольт (перемычка рядом с надписью «+5 В»), тем точнее будут и девять вольт.

DSCN7579 DSCN7583
Резисторы в цепях регулировки скорости (R48, 20 кОм) и подмотки (R28, 1 кОм).

Regulators
Подмотку регулировать проще всего: достаточно накрутить R28 так, чтобы в коллекторе VT18/базе VT21 было 1,7 вольта.

Для регулировки скорости нужен осциллограф. Вращая R48, поглядывают на меандр с 9-й ноги DA1 — как будет 500 Гц, значит, задача выполнена.

DA
Просто для успокоения можно глянуть меандр с 13-й ноги DA5 — там должен быть один килогерц. Частоты невысокие, подойдёт даже осциллограф-приставка к звуковой карте ПК.

Есть и другой метод, но для него нужна тестовая кассета, например, с синусом 1 кГц, записанная на заведомо настроенном магнитофоне. Включают такую кассету, осциллографом становятся на линейный выход/УНЧ подопытного, и подкручивают регулятор скорости, пока с выхода не пойдет 1 кГц.

Вариант этого метода для тех, у кого нет осциллографа: сгенерировать такой же синус, как на кассете, включить его в левом ухе, поставить магнитофон на воспроизведение в правое ухо, и выставить минимальный тон биений. Может получиться не с первого раза — нужна тренировка.

Вариант этого метода для тех, кто точно знает, как звучит его любимая песня на компьютере и на правильно записанной кассете: просто настроить скорость на слух. Музыкальное образование и особый слух необязательны — когда слушаешь Africa с 2009-го года, то волей-неволей помнишь, как она правильно звучит.

Запись опубликована в рубрике Электроника с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

23 отзыва на “Сериал для радиолюбителей «Вильма»

  1. Сергей:

    Вместо 2-х по 1000 в БП (С1, С2) можно один на 2200. Всё равно в параллели.

  2. Сергей:

    Здравствуйте. А в БП на 8 контакте ХР1 на холостом ходу будет напруга? Или только под нагрузкой? Спасибо.

  3. Сергей:

    И на что можно заменить лампочки подсветки индикаторов и кассетоприёмника?

    • На живом магнитофоне проверить долго еще не смогу. Но судя по схеме, 14 вольт на 8-м контакте XP1 в БП появятся только тогда, когда этот XP вставлен в плату А2. Напряжение идет со стабилизатора +14 вольт.
      Либо на аналогичные миниатюрные лампочки, либо на светодиоды. Но тут есть некоторые сложности: светодиоды дают точечный, не рассеянный свет, поэтому придется из алюминиевой самоклеющейся фольги делать дополнительные отражатели, и не факт, что выйдет так же красиво. Как по мне, то в кассетоприемник пойдет и пятимиллиметровый светодиод любого желаемого оттенка (я бы взял белый теплый, но хотя Платон мне друг, а вкус у всех разный), на индикаторы, наверное, только трехмиллиметровые.
      Еще момент. Лампа ЛПМ питается от +9 вольт, там светодиод подключить просто — только резистор подобрать. А вот лампы индикатора питаются переменным 5 вольт, так что тут чуть сложнее: либо делать выпрямитель, либо включить встречно-параллельно светодиоду кремниевый диод (это все прекрасно гуглится как «подключение светодиодов к переменному напряжению», на 220 вольт и огромные номиналы резисторов внимания не обращайте — есть куча калькуляторов для светодиодов, но начать можно с 1 кОм). Либо подключить светодиоды к стабилизатору +9 вольт.

      • Евгений:

        Нужна помощь, в вильму 312 появляется нарастающий шипящий фон, после чего оба канала уходят в перегруз и отключаются нужно дать кокое то время , и самопроизвольно отключается лпм вообще от питания

      • Если «электролиты» родные — я бы всё заменил. Если нет желания — отключайте ЛПМ, оставляйте только усилитель записи-воспроизведения и УНЧ, и ищите причину там.
        Я в своей заменил все электролитические конденсаторы подряд, и почти уж пять лет как если и лезу под крышку, то только для модернизаций.

  4. Сергей:

    Был точно такой же магнитофон только черного цвета. Пришлось выбросить лет 8 назад. так как стабильно жевал кассеты и отказывался их крутить а чинить некому было. Теперь купил бы такой себе))

    • Я бы тоже сейчас черную взял вторым номером, у нее свой шарм есть. Особенно если аппарат из ранних, с кнопками под ЛПМ.

  5. Святослав:

    Нашел свой старый вильма, черного цвета с кнопками внизу, включил работает подсветка только справа где стрелки, а слева где кассета не горит, запах от трансформатора пошел подозрительный, и горячий слегка, наверное трансформатор умирает

  6. Getman:

    Хотел бы выразить вам благодарность за столь занимательный сериал,благодаря которому мне удалось реанимировать свою вильму 1990г выпуска. Ремонт проходил в три этапа: 1-поиск самого аппарата и акустики(радиотехника) на чердаке. 2- замена всех электролитов(номиналы и максимальные напряжения отличались от ваших) и пропайке всех подозрительных соединений. И 3-одновременно самый сложный и самый простой. Неделю искал причину гула в правом канале. Всё оказалось до банального просто:- шнур 5 пин-джек 3.5 нужно изготавливать самому,а не доверять китайским производителям. После перепайки пинов вильма заиграла. Ощущения нереальные! Осталось найти пассики и можно будет слушать свои старые записи.

    • Здорово, я очень рад, что мы вам помогли! Это хороший магнитофон, и восстановить его — отличная практика по пайке и радиолюбительству.
      Про шнуры — абсолютно справедливо. У «откровенного Китая» часто переламывается «земля», и тогда усилитель фонит. Сам прошёл через это. Теперь купил хороший китайский кабель 3,5-3,5 и сделал на его основе два «пацанских» шнура к «Вильме» — один на чувствительный вход, второй на более «тугой».

      • Getman:

        И еще небольшое дополнение(склероз): прикрутил к железному основанию вильмы «землю» и небольшие шумы, которые присутствовали в колонках, ушли почти полностью. Теперь, с чувством выполненного долга, можно наслаждаться музыкой! Всем добра)

      • Вот, экранирование — всему голова!
        Добра и вам с вашей «Вильмой»! Здорово, что ещё одна из них в строю и радует хозяина.

      • Getman:

        Китай это да )). Сегодня попробовал подсоединить к вильме сидишную айву,сказать, что доволен будет слишком мягко. В экстазе). Но самое главное, что при одинаковой акустике aiwa(без подключения к вильме) играет откровенно хуже.

  7. Сергей:

    Всем привет!А что делать если шнур вытягиваешь а фон в колонках стоит?Куда лезть?

    • «Электролиты» меняли? Может быть какой-то из них, проще все сразу заменить.
      Или на плате где-то «земля» отвалилась.

  8. Сергей:

    Добрый день. Разбирал лентопротяг для чистки и замены пасиков. При снятии тонвала обнаружил внутри на седле маленькую резиновую прокладку красного цвета и шайбу. Вопрос: нужна ли эта прокладка и шайба на седле. Почти на всех фото лентопротяга такая же(или эта же прокладка, просто установленная не туда предыдущим мастером)есть на тонвалу, но снаружи со стороны кассетоприемника(в моем случае она одна и стоит внутри на седле тонвала)

    • Хороший вопрос! Переставьте шайбу и красное кольцо наружу — на схеме ЛМП они стоят именно так. Схема «Вильмы», вам нужна страница 14, детали номер 42 и 43.

      • Сергей:

        Благодарю за столь быстрый ответ, не думал, что в эту тему ещё заглядывают. Когда-то у меня был такой альбом вживую и резиновое кольцо я помню визуально…ну да ладно. Аппарат, который достался, не мой и вроде не особо копанный(ржавчины полно, пайки не видно, но разъемы снимались и корпус ломаный на защёлках) — для восстановления самое то. После замены пасиков подмотка не тянет и срабатывает автостоп(что с одной стороны радует, что аппарат живой). Такое может быть по причине перетянутого пасика или же это как раз наоборот? Ещё мне не понравилась ширина нового, около 3,5 мм почти половина ширины шкива подкассетника. Или же надо их разобрать и смазать?

      • Заглядывают… Мой ведь магнитофон. Сейчас он, правда, не под рукой, поэтому по памяти — пасик подкассетника примерно такой и есть, на половину ширины шкива. Про сами подкассетники не помню — возможно, что один раз для смазки-чистки разбирал.

        По обслуживанию: проверьте напряжение в коллекторе VT18/базе VT21 — должно быть 1,7 вольта. Регулируется при помощи R28.

        «Электролиты» меняли? Без этого по питанию магнитофона могут быть всякие чудеса и странности, откуда глюки в логике и моторах. Измерьте, что там по линиям +/-25 В, +/-14 В, плюс 9 и плюс 5 вольт.

        P. S. У меня была долгое время другая проблема — если перематывать кассету до упора, то не срабатывал автостоп, и приводной вал дальше елозил по пасику. Смазка-чистка не помогла. Вроде бы спасли пару капель спиртового раствора канифоли на поверхности вращения — очень повышает сцепление. Вам это сейчас не надо, но вдруг на будущее.

      • Сергей:

        Ок, благодарю, буду копать дальше. На старых пасиках, которые в среднем на 1,5 см длиннее (на полудлинне) тянул, но слабо и автостоп срабатывал периодически(что в принципе радует, автостоп).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s